Особенности отраслевого состава машиностроения России
Машиностроительный комплекс в России занимает ведущее место среди других отраслей промышленности. Отраслевой состав машиностроения насчитывает более 70 видов, которые объединяются в несколько больших групп.
Тяжёлое и энергетическое машиностроение
Отрасль тяжёлого машиностроения потребляет большое количество металла при сравнительно небольшой трудоёмкости. Это производство оборудования для металлургии, энергетики, железнодорожного транспорта, судов морского и речного флота, производство тяжелых станков, кузнечно-прессового и горно-шахтного оборудования.
Самой высокой является стоимость оборудования, выпускаемого для металлургического производства. Это оборудование для доменных и электроплавильных печей, фабрик агломерации, прокатных станов.
Предприятия горного машиностроения обеспечивают агрегатами разведку и добычу полезных ископаемых:
- горнопроходческие комбайны;
- шагающие экскаваторы.
Подъемно-транспортные производства выпускают:
- мостовые краны;
- конвейеры;
- оборудование для механизации складских помещений.
Продукцией энергетического машиностроения являются:
- паровые котлы;
- генераторы;
- вспомогательное оборудование электростанций;
- судовые двигатели.
Мощные паровые котлы и отдельные элементы для них выпускают:
- Барнаульский;
- Таганрогский;
- Белгородский котельные заводы.
В Санкт-Петербурге производят:
- турбины;
- генераторы;
- реакторы для атомных электростанций.
Атомное машиностроение выпускает оборудование для АЭС, в том числе корпусные реакторы.
Полиграфическая промышленность производит небольшой объем продукции. Это печатные станки для типографии, конвейеры и прочее.
Станкостроение
Станкостроительные предприятия выпускают:
- металлорежущие станки: токарные, сверлильные, расточные, фрезерные;
- кузнечно-прессовые машины;
- металлообрабатывающие прессы, штамповочные, ковочные машины;
- лесопильные рамы;
- деревообрабатывающие станки;
- станки с ЧПУ.
Транспортное машиностроение
Это группа отраслей машиностроения, выпускающая средства транспорта. Железнодорожное и вагоностроение. Состав выпускаемой продукции:
- локомотивы;
- грузовые и пассажирские вагоны;
- электропоезда, вагоны метро;
- трамваи и рельсовые автобусы.
Тепловозостроение обеспечивает железную дорогу не только транспортом, но и путевыми механизмами для укладки, сварки рельсов, очистки снега и другими.
Судостроение. Предприятия судостроительной промышленности металлоемкие, требуют значительного количества металла. Однако из-за трудности транспортировки их не располагают в крупных металлургических регионах.
Авиационная промышленность. На ее предприятиях производятся грузовые и пассажирские самолеты, различные модели вертолетов. Работы выполняются высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами.
Ракетно-космическая отрасль. Выпускает орбитальные ракеты, грузовые и обитаемые корабли. Это высокотехнологичное производство, оно объединяет много отраслей.
Автомобильная промышленность. В транспортном машиностроении производство автомобилей занимает ведущие позиции. Крупным центром автомобилестроения является Москва:
- здесь находится завод ЗИЛ, производящий среднетоннажные грузовые автомобили;
- АЗЛК, выпускающий малолитражные автомобили.
В Московской области находится автобусный завод. Здесь много смежных предприятий — машиностроительных, химических, текстильных, обеспечивающих необходимыми деталями и материалами. В Поволжье разместились заводы-гиганты в городах Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород.
Сельскохозяйственное машиностроение
В этой отрасли производится продукция сельскохозяйственного назначения:
- зерноуборочные комбайны;
- картофелеуборочные, льноуборочные, силосоуборочные машины;
- колесные и гусеничные тракторы разнообразной модификации.
Точное машиностроение
Его ведущими отраслями являются:
- приборостроение;
- радиотехника и электроника;
- электротехническая промышленность.
Продукция весьма разнообразна:
- компьютеры;
- оптические приборы;
- радиоэлектронная аппаратура;
- авиационные приборы;
- медицинские приборы;
- волоконная оптика;
- часы.
Это продукция с небольшой материалоемкостью, но она является наукоемкой, поэтому нуждается в высококвалифицированных специалистах и научно-исследовательских кадрах.
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности
В данной сфере производства выпускают оборудование для:
- текстильных, швейных, трикотажных производств;
- обувных, кожевенных, меховых фабрик;
- производства химического волокна;
- пищевой промышленности;
- торговли и общественного питания;
- полиграфической промышленности.
Сюда же относится изготовление холодильников, швейных машин, других бытовых приборов.
Факторы размещения машиностроительных производств
Фактором размещения этих производств является наличие потребителей.
Транспортный фактор. Играет важную роль при кооперировании производства, когда для получения готовой продукции необходимо участие нескольких предприятий. Например, при производстве автомобилей используют детали других предприятий.
Главный автомобильный цех России — Поволжский экономический район. Факторами размещения здесь производств автомобилей являются:
- развитая транспортная сеть: железнодорожный, водный, автомобильный транспорт;
- большая численность населения, в том числе квалифицированных кадров;
- наличие крупных научных центров автомобилестроения;
- наличие развитой химической промышленности.
Металлоемкость — фактор размещения тяжелого и энергетического машиностроения. Их размещают в районах крупной металлургии, таких как Урал, Сибирь или в местах с доступным привозным сырьем, например, в Санкт-Петербурге.
Размещение оборонных предприятий определяет военно-стратегический фактор. Они располагаются около военных баз, в закрытых городах и вдали от государственной границы.
Потребительский фактор определяет размещение производства машиностроительной продукции в тех районах, где они необходимы, чтобы избежать сложной транспортировки. Примером является сельскохозяйственное машиностроение.
Его главные мощности сосредоточены в сельскохозяйственных районах:
- Центральном;
- Поволжском;
- Уральском;
- Западно-Сибирском;
- Волго-Вятском.
Имеются заводы, выпускающие детали и узлы для дальнейшей сборки.
Проблемы машиностроения России
Отрасли машиностроения значительно пострадали от экономического кризиса, возникшего вследствие возросшей в 1990 годы конкуренции зарубежных производств, резкого сужения рынков сбыта продукции, износа оборудования.
Особенно сократилось производство сельскохозяйственной техники, выпуск станков, продукции точного машиностроения.
Сейчас положение изменяется в лучшую сторону. Привлекаются инвестиции, началось строительство новых заводов, реконструкция действующих предприятий. Связи между производителями постепенно налаживаются.