Технология устройства холодного асфальта
Укладка холодного асфальта на дорожное покрытие имеет множество преимуществ, что позволило отнести данную методику к современным и весьма популярным. При ее применении не возникает потребности привлечения дорогостоящего оборудования. Это положительно влияет на стоимость асфальтирования дорог. Учитывая простоту устройства покрытия, данная технология часто применяется в частном строительстве для формирования пешеходных дорожек и площадок.
Особенности технологии
Холодный асфальт представляет собой традиционную смесь асфальтобетона. Для ее приготовления используется нефтяной битум, который характеризуется низкой или средней скоростью схватывания.
Также в состав укладочной смеси входят различные добавки и пластификаторы. Тщательно подобранный состав асфальтобетонного раствора позволяет использовать его для устройства дорожных полотен со средней или небольшой интенсивностью движения.
Холодный асфальт чаще всего используют для быстрого восстановления покрытия разного типа. Сфера применения материала ограничивается проведением следующих операций:
- ямочный ремонт дорог;
- можно класть садовые или пешеходные дорожки на частной территории;
- формирование отмостки вокруг зданий;
- асфальтирование территории участка, в том числе автомобильных подъездов;
- проведение регламентных работ.
Жидкий асфальт, произведенный традиционным способом, отличается от своего сухого аналога способом твердения. Первый материал набирает проектную прочность в процессе остывания разогретых до высоких температур основных и дополнительных ингредиентов.
Сухой асфальтобетон твердеет за счет испарения углеводородов, которые находятся в составе его вяжущих компонентов.
Производство укладочных смесей
Производство холодного асфальта, который в дальнейшем можно укладывать на дорожное полотно, происходит несколькими способами.
С нагреванием компонентов
Основные компоненты раствора – щебень, песок, гравий, нагреваются до температуры 80-100°С. Потом к нему кладут связующие ингредиенты. Они также находятся в разогретом виде. Полученную смесь тщательно перемешивают и охлаждают в естественном виде. Асфальтобетон фасуют и отправляют к потребителю в мешках объемом 25 и 50 кг.
Без нагрева
Чтобы не производить подогрев смеси, в ее состав вводят специальные модифицирующие и пластифицирующие добавки. Данный материал можно уложить даже на влажные участки при неблагоприятных условиях окружающей среды.
Преимущества материала
При укладке холодного асфальта своими руками можно отметить следующие преимущества материала:
- быстрота и легкость укладки. Для проведения монтажных работ требуется минимальное количество времени и сил;
- отсутствие потребности в привлечении профессиональной техники и оборудования;
- материал поступает к потребителю в сухом виде, полностью готовом к применению без проведения подготовительных операций;
- для трамбовки покрытия достаточно ручных инструментов или виброплиты невысокой мощности;
- монтажные работы можно осуществлять при -25°С, что очень удобно;
- доставка материала на объект может производиться в любое время года независимо от сроков его применения;
- смесь разрешается хранить на протяжении 2 лет в любых условиях (в заводской упаковке до 10 лет).
Недостатки технологии
Несмотря на многочисленные достоинства, если положить сухой асфальт, можно столкнуться со следующими недостатками технологической схемы:
- небольшой срок службы по сравнению с традиционным асфальтобетоном;
- невысокая механическая стойкость, что ограничивает передвижение по созданному покрытию большегрузного транспорта;
- высокие требования к качеству основания;
- продажа материала осуществляется только в специализированных магазинах;
- невысокая устойчивость к воздействию влаги;
- высокая стоимость. Сухой асфальтобетон стоит дороже обычного в 5-7 раз.
Технология укладки
Технология укладки холодного асфальта подразумевает наличие нескольких последовательных этапов работ:
- Подготовка основания. Из участков, на которых будет производиться заливка смеси, необходимо удалить весь мусор. Поверхность основания должна быть твердой, не содержать пыли. Для удаления влаги рекомендуется воспользоваться строительным феном. От качества проведения подготовительных работ зависит срок службы образовавшегося покрытия.
- Засыпка смеси. Примерный расход состава указан производителем на упаковке. Согласно представленным рекомендациям необходимое количество асфальта засыпается на ремонтируемый участок. На поверхности должна образоваться горка, поскольку материал подлежит трамбовке.
- Засыпку смеси рекомендуется производить слоем толщиной в 6 см. Его сразу же следует распределить по площади основания и утрамбовать. Если увеличить расход материала до 10-15 см на один слой, повышается риск чрезмерной усадки покрытия. Такое количество асфальтобетона невозможно качественно утрамбовать вручную.
- Над поверхностью ремонтируемой зоны из асфальтовой смеси оставляют «грибок» высотой 15 мм. В процессе эксплуатации покрытие выровняется. Если производится формировка садовой дорожки оставлять «грибок» не нужно. Веса человека недостаточно для трамбовки покрытия.
- Уложенное покрытие уплотняют при помощи виброплиты или ручной трамбовки. Выбранным инструментом следует двигаться по спирали от торцов к центру. В среднем необходимо выполнить до 10 циклов трамбования.
- Сформированное покрытие посыпают смесью цемента и песка или самым сухим цементом. Это значительно улучшит эксплуатационные качества покрытия, защитив его от негативного воздействия влаги.
Особенности работы при низкой температуре воздуха
Технология укладывания холодного асфальта при минусовых или низких плюсовых температурах подразумевает проведение специальных подготовительных работ. Материал рекомендуется около 2 суток держать в отапливаемом помещении. Необходимо обеспечить температуру воздуха, которая должна быть выше +10°С.
В таких условиях асфальтобетон достигнет оптимальной консистенции, и его укладка произойдет без дополнительных усилий. Также рекомендуют предварительно разогреть используемую смесь при помощи газовой горелки.